JourHack. Гид по хакатону
1. Что такое дата-журналистика? Почему это важно?
Журналистика данных – это "зонтичный термин", который охватывает многое, включая в себя все новый и новый набор инструментов, техник и подходов к рассказыванию историй, описанию событий, созданию сюжетов. Она может включать в себя все – от традиционных репортажей, которые готовятся при помощи компьютера (с использованием данных в качестве «источника» до самых современных и передовых способов визуализации данных и новостных приложений. Объединяющая цель – журналистская: предоставление информации и анализа, чтобы помогать информировать нас обо всех важных проблемах дня.
Арон Пилхофер, New York Times

В эпоху коммуникаций мастерство журналиста заключается уже не столько в умении быть первым, но в способности искать и собирать информацию, анализировать и делать выводы, представляя их в удобной для читателя форме. Так как данных в нашем мире становится все больше, а времени, чтобы разбираться в них – наоборот, то дата-журналистику считают одним из самых перспективных направлений развития профессии.

Почитайте, почему современные журналисты обязаны использовать данные, а здесь – несколько важных цитат от мировых экспертов.

Посмотрите короткую лекцию Ольги Сидоровой, менеджера редакционных проектов Mail.ru Group о том, как из большого количества, казалось бы, бесполезных данных можно извлекать новые темы и смыслы.
2. Что такое хакатон? Как это будет выглядеть?
Обычно хакатоны начинаются с презентации мероприятия в целом и конкретных тем, если они есть. После этого начинается непосредственно работа над проектами, которая может занимать от нескольких часов до нескольких дней. Еда на хакатонах (особенно тех, которые продолжаются больше суток) носит спонтанный характер, и, как правило, участники питаются едой вроде пиццы и энергетическими напитками. Завершаются хакатоны презентациями проектов, во время которых каждая команда делится результатами своей работы. Иногда хакатоны носят соревновательный характер. В таких случаях жюри оценивает участников и выбирает победителей, которые награждаются призами. – Источник

Термин "хакатон" происходит из среды программистов и обозначает командный марафон по производству продукта. JourHack будет ориентирован на создание журналистского продукта – публикации. Условия, которые создает хакатон стимулируют творческое мышление, помогают устанавливать новые знакомства, приобретать знания и реализовывать идеи.

JourHack будет проходить в течение двух дней – 3 и 4 марта 2018 года. Местом действия станет Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций КФУ (ул. Профессора Нужина, 1). Участники хакатона при желании могут остаться на ночь и продолжить работу над своими проектами.

В первый день хакатона каждой команде будет дана 1 минута на публичное представление своего проекта и еще пара минут на получение обратной связи от наших экспертов. Затем начнется работа в командах. К каждой из них будут прикреплены двое наставников (менторов): специалист по работе с данными и практикующий журналист. Время, которое вы будете работать с ментором, будет зависеть от вашей подготовки и той задачи, которую вы выполняете. Например, если в вашей команде нет программиста – вам потребуется больше внимания нашего технического специалиста. На следующий день к объявленному организаторами времени необходимо отправить ссылку на свою публикацию. Через час начнется публичная защита проектов. За это время жюри проверит работы и выставит оценки. Финальный результат будет складываться из оценок жюри и результатов публичной защиты.

Почитайте рассказ участников московского хакатона по дата-журналистике.



3. Кто может участвовать в JourHack? Что для этого нужно?
Мы приглашаем на хакатон журналистов, программистов и дизайнеров, а также тех, кто чувствует в себе достаточный потенциал стать частью медиапроекта. Для участия в хакатоне необходимо собрать и зарегистрировать команду. Наличие в одной команде специалистов разных направлений будет очевидным преимуществом, хотя и не является обязательным. Тем не менее, постарайтесь заранее распределить роли в своей команде – кто будет собирать, кто обрабатывать, кто визуализировать данные, а кто займется текстовой частью.

Команду регистрирует только капитан. Остальным ее участникам регистрация не требуется – они попадут на хакатон по названию команды.

Если вы, по каким-то причинам, не можете собрать команду, зарегистрируйтесь как отдельный участник и будьте готовы присоединиться к одной из команд на старте хакатона, или же собрать собственную прямо на площадке – для этого приготовьтесь в течение 1 минуты презентовать свою идею публике так, чтобы она смогла заинтересовать.

Вы должны быть не младше 16 и не старше 35 лет (хотя, если вы немного взрослее, мы вас не выгоним:). Важно, чтобы у каждого члена команды был свой ноутбук или планшет. Не помешает взять на хакатон и дополнительный интернет – на площадке будет доступ к wi-fi, но на всех его может не хватить.

В ожидании хакатона мы предлагаем вам почитать больше об открытых данных. Много информации по теме на русском языке – на сайте проекта Data Driven Journalism, в блоге Ивана Бегтина, и в пособии по дата-журналистике от РИА "Новостей".

Изучите платформы для цифрового паблишинга. Мы предлагаем использовать популярные Tilda, Medium и Readymag, но можно выбрать и другие. Посмотрите подборку из 25 cервисов, с помощью которых можно создать цифровую публикацию. Кстати, страница, которую вы сейчас читаете, сделана в Тильде.

4. Как придумать тему для хакатона?
При регистрации на хакатон мы просим вас указать тему или направление, над которым вам было бы интересно работать. Оставляйте свои контакты, чтобы мы смогли связаться с вами и помочь доформулировать идею. Это поможет нам всем эффективнее использовать время на хакатоне, а менторы смогут тщательнее подготовиться ко встрече с вами.

Обычно всё начинается с вопроса. Например: «Насколько часто в моем городе светит солнце?» или «Как правительство расходует деньги? И откуда эти деньги берутся?». Вопрос – это хорошая отправная точка для исследования данных: он заставляет сосредоточиться и помогает выявлять интересные закономерности в данных. Кроме того полезно понимать, кому еще интересен ваш вопрос: благодаря этому вам будет проще определиться с аудиторией, для которой вы будете работать, и это поможет вам в оформлении вашей истории.

Если у вас нет вопросов, тогда вы просто исследуете. Если вы найдете в данных что-то, что покажется вам интересным, вы можете начать присматриваться к этому, и таким образом у вас появится вопрос. Иногда, чтобы понять закономерности в данных, нужно исследовать причины этих закономерностей. И часто плодами этих исследований имеет смысл поделиться с другими. – Источник

Вся информация, опубликованная в интернете, так или иначе представляет собой для материал для анализа и исследования. Но без помощи программиста ее не всегда можно собрать и структурировать. Открытые данные по множеству направлений предоставляют все мировые государственные структуры и организации. Для примера, изучите портал открытых данных Санкт-Петербурга или дата-ресурс Всемирного банка.

На нашем сайте собраны лишь несколько примеров из сотен известных работ журналистов с данными. А вот еще две большие подборки ресурсов и примеров по дата-журналистике на русском и английском языках.

Работая в команде с программистом можно также собрать данные, которые не являются структурированными, например, просканировать Википедию или любой другой интернет-ресурс на предмет конкретного запроса. Поэтому поле для творчества многократно расширяется.
5. Куда обращаться по всем вопросами?
Пишите нам на почту jourhack.kazan@gmail.com, во ВКонтакте или на Facebook.
В крайнем случае, звоните: +7 (917) 932-31-41 (Айрат Садыков).
Или пишите в Telegram: @airatsadykov
Made on
Tilda